Жемайчю алкас

18.12.2013
Жемайчю алкас
Гору Бируте еще часто называют холмом Бируте. Это довольно высокая реликтовая дюна, которая с древних времен у язычников-куршей носила роль культового центра. Здесь обычно располагали главный жертвенник, а также – фортификационные сооружения. Во время нашествия крестоносцев местные культовые постройки были уничтожены, но позже их снова восстановили.

Таинственный холм полон загадок


На этом же холме уже в XIV веке построили последний большой языческий жертвенник, а рядом с ним расположили палеообсерваторию. Она была важна не столько для научных наблюдений, сколько для вычисления важных религиозных дат по древней религии куршей. По преданию в этом культовом центре постоянно жила мать будущего князя Витовта – княгиня Бируте, которая одновременно была и главной жрицей древнего культа.

Частью этого культа было поклонения различным природным силам, которые были воплощены в растениях. Роща у подножия холма считалась священной у местных жителей. Легенда утверждает, что Бируте прожила до конца своих дней на горе, поддерживая священный огонь и выполняя магические ритуалы. Здесь же она умерла и была похоронена. Уже в наше время на месте, где по преданию была похоронена великая княгиня Бируте, установили памятник с надписью на постаменте: «Тебе, Бируте».

Многое из этого является, несомненно, легендой. Но зато, когда Феликс Тышкевич, местный магнат решил на месте священной рощи разбить английский парк местные жители чуть было не подняли бунт. А было это уже почти в начале двадцатого века.

Жемайчю алкас


Деревянные столбы


Так вот, астрономические наблюдения на вершине горы Бируте велись еще в XIV ст. Недавно в поселке Швянтойи, рядом с оздоровительным центром «Энергетик» местные энтузиасты воссоздали копию этой обсерватории. В 1998 году были поставлены первые деревянные столбы. Внешний вид этих культовых предметов был воссоздан народными художниками, которые мастерски смогли скопировать работу древних мастеров.

По мифологии древних балтов каждый столб был связан с одним из магических божеств. Дату праздников по языческому календарю определяли следующим образом. Столбы имели определенное положение по отношению друг ко другу. При закате, когда солнце садилось за морской горизонт, жрецы определяли его положение по установленным столбам и так определяли текущую дату довольно точно. Именно таким образом и фиксировались календарные праздники по религии древних народов Прибалтики.